Асимметрия осанки, перекос плечевого и тазового пояса, искривление оси позвоночника являются следствием врождённых или приобретённых дефектов конечности.
Асимметрия осанки происходит за счёт высокого стояния надплечья на стороне дефекта.
Недоразвитие половины таза на стороне вычленения всей нижней конечности вызывает асимметрию туловища и искривление позвоночника в статических положениях «сидя» и «стоя».
В положении «сидя», вследствие недоразвития таза и седалищного бугра, на стороне дефекта наблюдается наклон поясничного отдела позвоночника. Возникает сколиотическая установка, которая может привести к фиксированной деформации. Пользование протезом нормализует статику в положении «стоя» и «сидя». Пациентам, которые большую часть времени не используют протез, необходимо назначать ортез для сидения, компенсирующего перекос тазового пояса.
Изменения шеечно-диафизарного угла (ШДУ) в различной степени определяется у инвалидов, перенёсших ампутацию в период роста. Величина усеченной конечности у детей находилась в прямой зависимости от возраста ребёнка и уровня ампутации нижней конечности: чем выше уровень усечения, тем значительнее деформация.
Причиной coxa valga является не только нарушение мышечного баланса между приводящими и отводящими мышцами, но и смещение общего центра масс вверх, наблюдаемое после ампутации. Выраженная coxa valga, особенно после ампутации бедра в верхней трети, уменьшает плечо и направление действия ягодичных мышц вследствие сближения точек их прикрепления. Это приводит к их недостаточности, что проявляется симптомом Тренделенбурга.
ЛФК, массаж, электростимуляция мышц, протезирование, восстановление продольной осевой нагрузки путём воссоздания концевой опорности или применения протеза с тотально-контактной приёмной гильзой позволяет компенсировать выраженность симптома и недостаточную функцию ягодичных мышц.
В связи с продолжающимся ростом костной культи у детей возрастная коничность переходит в иное качественное состояние - «патологическую» коничностъ. На конце культи появляются воспалительные явления, нагноение бурсы, болезненность при пальпации и пользовании протезом. Физиолечение, покой приводят к устранению болевого синдрома, воспалительных явлений, и ребёнок вновь продолжает пользоваться протезом. На рентгенограмме определяется отсутствие замыкающей пластинки, рарефикация кортикального слоя, заострение конца костной культи. Частые рецидивы воспалительного процесса, инфекционных осложнений и возникновение трофической язвы вынуждает прибегнуть к хирургическому лечению. При наличии достаточной длины культи осуществляют экономную реампутацию, при необходимости сочетая её с эпифизиодезом культи малоберцовой кости.
Не рекомендуется выполнять миопластические или костнопластические реампутации, т.к. они требуют значительного укорочения сегмента и не предотвращают дальнейшего роста кости. При наличии коротких культей сегмента вместо реампутации осуществляют кожную пластику.
Деформации суставов усечённой конечности в период роста сопровождаются вывихами и подвывихами, рекурвацией, нарушением формы эпифизов и диафиза костной культи, что затрудняет протезирование.
Осуществление локомоций у взрослых при наличии контрактур приводит к нарушению функции вышележащих суставов (например, рекурвации коленного сустава при эквинусной деформации культи стопы).
еще: